Программа работы логопеда в сенсорной комнате «Развиваемся играя»
Актуальность:
Изучая, и, подробно описывая тяжелые речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, др. и современные учёные логопеды-практики Волкова, Филичева, Чиркина и др. отмечали, что тяжёлая речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.
Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Способных заниматься в течение 15–20 минут, практически нет. У них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.
Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.
Кроме индивидуальных занятий учитель-логопед службы проводит с детьми, подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Как правило, такая подгруппа состоит из двух-трёх детей. Ясно, что определённые упражнения, например, на постановку звука, необходимо проводить только в специальных условиях логопедического кабинета, перед зеркалом. Но некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, можно вынести за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты.
У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, переносятся в сенсорную комнату в сухой бассейн.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой душ” и «Фиброоптические волокна». Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, выполняются с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.
Цель:
Расширение жизненного пространства, смена впечатлений и видов детской деятельности, повышение эффективности мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижение их утомляемости и профилактике психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
- развитие двигательных функций;
- развитие понимания речи;
- накопление и активизация словарного запаса.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет, которые находятся на сопровождении службы.
Спецификой занятий в данных условиях являются:
- комплексный характер занятий (сочетание социальной и психолого-педагогической), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.
Логопедические занятия, направлены на подготовку артикуляционного аппарата, голоса, дыхания к активной речевой деятельности, на развитие фонетико-фонематического слуха, формирование звукопроизношения, уточнение, активизацию и расширение словарного запаса, работу над интонацией, ритмом и темпом речевого высказывания.
Форма и объем занятий - подгрупповая. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Подгруппа состоит из 2-3 детей.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Длительность занятия – 20 – 40 минут.
Оборудование:
- Пуфик – кресло;
- Сухой душ;
- Сухой бассейн;
- Аппарат аэроионопрофилактики «Лампа Чижевского»;
- Панно «Зеркало»;
- Панель "Разноцветная гроза";
- Детское игровое панно "Звездное небо";
- Проектор светоэффектов "Солнечный" с ротатором колес;
- Прибор динамической заливки цвета;
- Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
- Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света;
- Музыкальный центр с набором музыки для релаксации;
- Рельефные мячи и валики;
- Пирамидка-счет «Геометрические фигуры».
Примечание:
Вся программа и ее планирование построены на основе имеющегося оборудования темной и светлой сенсорных комнат, и находится в стадии разработки и апробации.
Предполагаемый результат:
Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность занятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.
|